Обучение и развитие сотрудников
Корпоративный онлайн-университет
В 2019 году запланирован редизайн корпоративного учебного портала и расширение его функциональности: планирование и прохождение смешанных программ обучения, формирование заявок на внешнее обучение и загрузка сертификатов о пройденном обучении, детальная аналитика и отчетность. Обновленный портал получит название «Корпоративный онлайн-университет» и станет единой точкой входа для организации процесса обучения в «Ростелекоме».
Целью корпоративного онлайн-университета ПАО «Ростелеком» является развитие современных профессиональных качеств сотрудников компании. Для этого помимо внутренних преподавателей привлекают и внешних экспертов. Занятия в университете проводят как российские преподаватели и специалисты, имеющие опыт работы в аналогичных структурах, и прошедшие обучение и стажировку за рубежом, так и западные бизнес–тренеры. При этом используется очная и дистанционная корпоративная система обучения.
Компания предоставляет возможности для развития каждому сотруднику с первого дня работы. В зависимости от потребностей профессионального развития сотрудник может:
- принять участие в программах обучения сегментов;
- пройти очные тренинги, дистанционные курсы и программы в корпоративном онлайн-университете;
- стать читателем электронной библиотеки «Ростелекома» и многое другое.
Совместно с Департаментом управления знаниями подготовку и повышение квалификации сотрудников в бизнес-сегментах осуществляют Центры компетенций B2B/B2G, B2C, B2O и Центр компетенций технического обучения.
В 2018 году стартовал процесс формирования штата сегментных тренеров. В 2019 году планируется проведение федеральной программы развития тренеров. Цель программы – повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков тренеров и создание сообщества сотрудников, занимающихся обучением и развитием в ПАО «Ростелеком».
Для контроля качества внутреннего обучения в 2018 году были разработаны единые показатели эффективности обучения с фокусом на NPS обучающих программ, а также новые анкеты обратной связи для участников обучения и их руководителей.
Развитие цифровых навыков
Чтобы оставаться успешным и эффективным в современном мире, необходимо развивать цифровые навыки. Для повышения цифровой грамотности в 2018 году сотрудникам «Ростелекома» был предложен обучающий сериал «Основы цифровой экономики», набравший по итогам года более 390 тыс. просмотров. Сериал состоит из 10 мини-уроков: роликов продолжительностью не более 10 минут и небольших тестов для самоконтроля.
Для развития цифровых навыков определены основные темы, которые необходимы для ИT компании:
- «Интернет вещей»
- Блокчейн
- VR/AR
- Agile
- Цифровые коммуникации
- Наука о данных
- Робототехника
- Квантовые технологии
- Кибербезопасность
По каждой теме сериала в 2019 году стартует онлайн-программа «Цифровая экономика. Профессии будущего». Программа доступна сотрудникам ПАО «Ростелеком». Независимо от образования, должности, возраста и стажа работы, каждый сможет освоить новую цифровую профессию, а лучшие получат предложение о работе в новой специальности. Обучение будет проходить онлайн в индивидуальном и групповом форматах – это позволит сотрудникам выбрать удобный темп обучения, осваивать материал в среде единомышленников в любое время и в любом месте.
Для вовлечения сотрудников в различные образовательные проекты в октябре 2018 года была проведена викторина «Покорение цифрового космоса», в которой приняло участие 1 899 сотрудников. Участникам предлагались вопросы по темам цифровой экономики, ответы на которые можно было найти в курсах корпоративного онлайн-университета.
1 200 человек участвовали в онлайн-программе «Основы UX/UI», в рамках которой сотрудники учились создавать современные интерфейсы и использовать новые решения для дизайна и верстки визуального контента.
Одна из главных целей Департамента управления знаниями в 2019 году – дать сотрудникам набор удобных инструментов для самообучения и развития, создать удобную платформу корпоративного онлайн-университета с библиотекой видеокурсов и разнообразных программ для освоения смежных профессий: от основ цифровой коммуникации до основ программирования и алгоритмики.
Развитие управленческих компетенций
Для усиления управленческих компетенций будущих и действующих руководителей разных уровней мы предоставляем возможность обучения на внутренних и внешних программах. Руководители осваивают основные инструменты эффективной работы с командами, учатся вдохновлять своих сотрудников и вести вперед к максимальным результатам.
В 2018 году стартовали две программы обучения для менеджеров высшего звена:
- 18 руководителей – в Корпоративном университете Сбербанка по программе «Сбербанк 2020»;
- 55 руководителей – в Московской школе управления Сколково по программе «Развитие лидеров «нового» «Ростелекома».
Для начинающих руководителей в конце 2018 года разработаны и переданы внутренним тренерам две новые программы: «Ключевые навыки руководителя» и «Ситуационное руководство».
Развитие soft skills сотрудников
В 2018 году Департамент управления знаниями начал работу по формированию обновленного централизованного каталога внутренних soft skills программ.
С 2019 года все новые программы будут запускаться в формате программ смешанного обучения: 80 % – программы дистанционного изучения теоретического материала, 20 % – отработка практических навыков на очных мастер-классах. Каждая программа будет предлагать набор возможностей для погружения в тему обучения: подборка статей и книг по теме, видеокурсы или вебинары от экспертов, тесты для проверки знаний, инструменты и рекомендации для внедрения полученных знаний на практике.
Развитие профессиональных компетенций
«Ростелеком» уделяет пристальное внимание развитию профессиональной экспертизы сотрудников и обеспечивает системный подход к обучению в соответствии с бизнес-требованиями каждого подразделения. Для развития профессиональных навыков привлекаются как лучшие внешние поставщики профессионального обучения, так и внутренние эксперты Центров компетенций.
Центры компетенций ПАО «Ростелеком»:
- Центр компетенций технического обучения;
- Центр компетенций B2B;
- Центр компетенций B2C.
Центр компетенций технического обучения
Результаты работы центра в 2018 году:
- Разработана комплексная программа обучения для шести функциональных ролей направления клиентского сервиса Блока технической инфраструктуры. Программа выступает дорожной картой для создания учебного контента.
- Для повышения NPS в точке контакта с клиентами создана федеральная программа «Клиентоориентированность для инсталляторов и 3ЛТП». Очное обучение прошло более 3 600 сотрудников.
- Успешно реализован пилотный проект «Видеонаставник» для технических специалистов. При поддержке Центра компетенций технического обучения сотрудники создали более 35 учебных видеороликов, демонстрирующих выполнение производственных операций.
- Создано сообщество внутренних предметных экспертов из более чем 150 специалистов. Цель сообщества – сохранение и развитие экспертизы, обмен и обсуждение существующего опыта техническими специалистами компании из всех регионов страны. Внутренние предметные эксперты помогают собирать контент для будущих учебных материалов по различным темам: технологии, оборудование, продукты и услуги «Ростелекома».
Основные задачи Центра компетенций технического обучения на 2019 год:
- Развитие компетенций у технических специалистов: клиентоориентированность и умение допродавать услуги «Ростелекома».
- Разработка учебных материалов для шести функциональных ролей направления клиентского сервиса Блока технической инфраструктуры.
Центр компетенций B2B
Результаты работы центра B2B в 2018 году:
- Развитие системы продуктового обучения:
Разработаны и внедрены 25 новых продуктовых курсов. Более 4 тыс. сотрудников приняли участие в обучении. В течение года организовано 36 вебинаров по продуктам во всех макрорегиональных филиалах компании (МРФ).
- Активно реализуются две федеральные программы обучения:
- Лига клиента – обучено более 2 700 сотрудников.
- Лига продаж – обучено более 2 200 сотрудников.
- Сила ума – учебный портал, созданный совместно с отделом маркетинга КЦ.
С момента запуска 3 873 сотрудника получили доступ к порталу. С помощью раздела «Адаптация» на портале подготовлено 107 новичков. Портал позволяет не только получать новые знания, но и сразу же применять их на практике, помогая формировать и консолидировать коммерческие предложения.
- Разработана и утверждена модель сегментных тренеров.
- Стартовал совместный проект с Департаментом регионального развития КЦ: Про100 Лучшие – в декабре реализован первый модуль: 15 вебинаров, 5 отраслей, более 500 сотрудников приняли участие.
Центр компетенций B2C
Центр компетенций В2С сформирован во второй половине 2018 года. В каждом МРФ назначен руководитель по обучению сотрудников В2С, в зоне ответственности которого развитие тренеров В2С, организация дистанционного и очного обучения по продуктовым и навыковым программам.
Цели Центра компетенций В2С:
- формирование высокоэффективной команды специалистов продаж, которые отлично знают продукт, свободно владеют навыками продаж и являются промоутерами компании «Ростелеком»;
- формирование и внедрение единой системы навыкового и продуктового обучения сотрудников сегмента В2С компании;
- формирование централизованной системы развития и оценки тренеров В2С;
- формирование автоматизированной отчетности по обучению и развитию сотрудников сегмента, в том числе агентов технического блока Группы активных продаж.
Задачи Центра компетенций В2С:
- планирование и организация процесса обучения сотрудников В2С, включая агентов технического блока Группы активных продаж;
- разработка методологии обучения, согласно годовой матрице обучения В2С;
- организация работы тренеров сегмента, контроль, проведение оценки и супервизии;
- организация и контроль реализации программ обучения;
- проведение оценки процесса обучения сотрудников;
- внедрение новых методов и техник в обучении.
В 2018 году Центр компетенций В2С достиг следующих результатов:
- Сформирована команда тренеров В2С – 110 человек со всех регионов страны.
- Разработана единая система оценки тренеров. Проведена ежегодная оценка тренеров В2С внешним аккредитованным провайдером. Тренеры МРФ «Волга» показали самый высокий результат.
- Запущена «Мастерская тренеров В2С», где каждый специалист может получить новые знания и отработать в команде экспертов свои навыки. Программа позволяет формировать кадровый резерв и развивать тренеров в качестве наставников/преподавателей мастерской.
- В конце года разработаны новые тренинговые программы по продажам для каждого канала, в том числе для агентов технического блока Группы активных продаж В2С.
- Разработана новая уникальная программа наставничества для всех каналов продаж В2С.
О продуктовом обучении
С 2018 года все федеральные продукты, акции, изменения запускаются через единую систему обучения. Курсы разрабатываются в Центре компетенций В2С, при необходимости адаптируются в МРФ и передаются тренерам в филиалы для обучения сотрудников. Мы предлагаем сотрудникам обучение в различных форматах: лонгриды, интерактивные курсы с заданиями, видео-лекторий, прямые трансляции, видеообзоры продуктов, интерактивные инструкции по работе в ИТ-системах, диалоговые тренажеры, чат-бот (который за месяц собрал более 1 тыс. участников), интерактивные состязания на выявление уровня знаний о продукте и многое другое. Все новые форматы разрабатываются собственными силами.
В 2018 году было разработано более 160 продуктовых и навыковых программ и тестов. Обучено более 15 тыс. сотрудников, в том числе 5 тыс. агентов технического блока Группы активных продаж В2С. В 2019 году компания запускает единую обучающую платформу, где можно будет пройти все курсы и тестирование.
Планы на 2019 год
- Запуск единого мотивационно-обучающего портала В2С, где каждый пользователь получит возможность контролировать выполнение своих КПЭ, доход, изучить все продукты и новинки, узнать о лучших практиках и принять участие в федеральном мотивационном проекте.
- Стандартизация программ обучения в каждом канале продаж В2С.
- Запуск программы наставничества.
- Развитие компетенций тренеров за счет программ Департамента управления знаниями и «Мастерской тренеров В2С».
- Запуск digital-инструментов обучения (чат-бот, смс-обучение, онлайн-обучение на разных площадках).
- Передача тренерам В2С новых soft-skills программ для обучения сотрудников В2С в регионах («Эмоциональный интеллект», «Личная эффективность», «Развитие антихрупкой команды», «Развитие лидерского потенциала» и др.)
- Автоматизация отчетности по обучению, построение траектории обучения каждого сотрудника В2С с возможностью получить обратную связь онлайн.
Обучение онлайн
По итогам 2018 года более 45 тыс. сотрудников прошли онлайн-обучение. Суммарное количество пройденных всеми сотрудниками курсов и программ – более 400 тыс. Ежемесячно в дистанционном формате обучалось до 9 тысяч уникальных пользователей.
В 2018 году в компании стартовал новый образовательный проект – «Онлайн-лекторий». Это лекции в формате вебинаров на актуальные и увлекательные темы от ведущих отраслевых спикеров и успешных людей из различных сфер. Было проведено 8 трансляций, к которым суммарно подключилось более 10 000 человек. Средний NPS лектория по всем трансляциям равен 72. На 2019 год запланировано более 20 лекций по темам: лидерство в бизнесе, робототехника, беспилотный транспорт, юмор в корпоративной среде и др.
Еженедельно сотрудники ПАО «Ростелеком» получают дайджест «Среда развития», в котором мы пишем о полезных практиках и подходах, а также делимся «горячими» концепциями и методологиями из мира бизнеса. Рассылка включает актуальную информацию о планируемых мероприятиях обучения, новинках литературы в корпоративных библиотеках и онлайн-курсах. Мы уже рассказали коллегам о целеполагании, прокрастинации, тайм-менеджменте, нейромаркетинге, дизайн-мышлении и VR-технологиях.
Кроме корпоративного онлайн-университета, сотрудники проходили обучение по программам повышения квалификации и переподготовки как в образовательных учреждениях высшего образования, так и в обучающих организациях, реализующих программы дополнительного образования и профессионального обучения. Общее количество образовательных учреждений и обучающих организаций, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку, превышает 400.
Категория сотрудников | 2018 |
---|---|
Руководители | 1 376 |
Специалисты | 1 692 |
Рабочие | 991 |