Бизнес-этика и права человека

Бизнес-этика


ПАО «Ростелеком» строго соблюдает требования законодательства, руководствуется принципами прозрачности и подотчетности при осуществлении деятельности, а также придерживается принципов этического поведения при взаимодействии с внешними и внутренними заинтересованными сторонами. Компания ведет бизнес честно.


В «Ростелекоме» действует Этический кодекс, положения которого соответствуют самым высоким стандартам деловой этики. В основу документа заложены корпоративные ценности: профессионализм, ответственность, инновационность, открытость и преемственность. Работа по противодействию коррупции в «Ростелекоме» осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Подрывая верховенство права, коррупция также негативно влияет на достижение общемировых Целей устойчивого развития ООН. Поэтому компания уделяет особое внимание противодействию коррупции и взяточничеству.

Этический кодекс


Ключевыми принципами этического кодекса ПАО «Ростелеком» являются законность, добросовестность, открытость, конфиденциальность и вовлеченность.

Сообщить о случаях нарушения Этического кодекса наши сотрудники могут по электронной почте: ethics@rostelecom.ru.

«Ростелеком» сотрудничает с государством в рамках содействия осуществлению правосудия и соблюдения законности. Важными составляющими Этического кодекса для нас являются:

  • прозрачные условия работы,
  • доверие партнеров и клиентов,
  • репутация открытой и надежной компании, предоставляющей качественные и доступные услуги.
 
За 2014-2018 гг. очное углубленное обучение по теме «Профилактика и противодействие коррупции» проведено для более чем 3 000 сотрудников среднего и высшего звена, включая все регионы деятельности компании.

«Ростелеком» придерживается принципа нулевой терпимости к любым проявлениям коррупции, демонстрируя приверженность высоким стандартам ведения бизнеса и деловой этики при взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. За 2014–2018 гг. в компании разработан ряд основополагающих документов по профилактике коррупции (в т. ч. обновленный Этический кодекс, Антикоррупционная политика, Положение по управлению конфликтом интересов, Положение о принятии и дарении подарков, Положение о порядке оказания пожертвований и благотворительной помощи и пр.).


Для всех новых сотрудников компании, имеющих автоматизированное рабочее место, предусмотрено прохождение обязательного дистанционного курса обучения основным принципам Этического кодекса в течение 30 дней со дня принятия на работу. Для сотрудников компании, занимающих коррупциоемкие должности, предусмотрено дополнительное обучение по профилактике коррупции (в очном и онлайн-формате).

Антикоррупционная политика


Индикаторы коррупции и взяточничества в ПАО «Ростелеком» в 2018 г.
Общее количество и характер подтвержденных случаев коррупции 0
Количество случаев взяточничества 0
Общее количество и процент операций, оцениваемых по рискам, связанным с коррупцией, и с выявленными значительными рисками нет информации
Общее количество подтвержденных случаев увольнения или наказания сотрудников за коррупцию 0
Общее количество подтвержденных инцидентов, когда контракты с деловыми партнерами были прекращены или не возобновлены из-за нарушений, связанных с коррупцией 0
Публичные судебные дела, касающиеся коррупции, в отношении организации или ее сотрудников в течение отчетного периода, а также результаты таких дел 0
Количество приговоров за нарушение законодательства, связанного с коррупцией, суммы штрафов 0

100 % сотрудников компании ознакомлены с основными политиками и методами противодействия коррупции в «Ростелекоме»: новые сотрудники подписывают письменное ознакомление с пакетом документов при приеме на работу (включает в себя Этический кодекс, Антикоррупционную политику и пр.), а действующие сотрудники – посредством рассылки нормативных документов в системе электронного документооборота компании.

Работа по противодействию коррупции в Обществе осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В 2018 году компанией разработана и утверждена программа минимизации риска коррупции на 2018 год (комплаенс-программа), определившая мероприятия по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 
«Ростелеком» внедряет эффективные меры для профилактики коррупции и мошенничества: в компании функционирует телефонная «Линия доверия» (горячая линия: 8-800-1-811-811), а также антикоррупционный портал. На портале предусмотрено прохождение специальных тестов для сотрудников и поставщиков компании, размещены документы по антикоррупционной тематике. В рамках организации работы по профилактике коррупции и защите активов функционирование антикоррупционного портала и телефонной «Линии доверия» также распространено на дочерние общества ПАО «Ростелеком».

Управление конфликтом интересов

В июне 2018 года в «Ростелекоме» запущена автоматизированная система по урегулированию конфликтов интересов. Любой сотрудник компании при возникновении у него конфликта интересов, а также сотрудники, занимающие подверженные повышенному коррупционному риску должности, на регулярной основе заполняют декларации в электронном виде. Система по заданным критериям автоматически выбирает сотрудников, подлежащих декларированию, и контролирует своевременное заполнение ими деклараций. Ссылки на заполнение деклараций рассылаются автоматически, что позволяет исключить человеческий фактор при обязательном декларировании.

Выявить аффилированные связи между поставщиками услуг помогает автоматизированная система Octopus. Чтобы минимизировать коррупционные риски при закупках (в рамках мониторинга исполнения договоров ПАО «Ростелеком»), создается и внедряется в бизнес-процессы автоматизированная система контроля затрат. Речь идет о реализации проектов, связанных с работами по организации услуг связи.

 
В 2017-2018 гг. ПАО «Ростелеком» совместно с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» провели 54 обучающих семинара по особенностям участия в закупках крупнейших заказчиков, в том числе в части необходимости соблюдения требований антикоррупционного законодательства и этических норм ведения бизнеса для контрагентов компании и потенциальных поставщиков услуг в различных регионах Российской Федерации.

В целях развития деловых отношений с контрагентами, поддерживающими Антикоррупционную политику ПАО «Ростелеком» и декларирующими неприятие коррупции, в компании утверждены Кодекс деловой этики поставщика и Антикоррупционная контрактная оговорка, позволяющая расторгнуть договор с контрагентом в случае нарушения им обязательства воздерживаться от действий, запрещенных антикоррупционным законодательством. Данная оговорка включена во все расходные договоры компании от 500 тыс. рублей.

Для повышения информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об особенностях участия в закупках крупнейших заказчиков, в том числе необходимости соблюдения требований антикоррупционного законодательства и этических норм ведения бизнеса, в 2017-2018 гг. ПАО «Ростелеком» совместно с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» («Корпорация «МСП») провел 54 обучающих семинара для контрагентов компании и потенциальных поставщиков услуг в различных регионах Российской Федерации. В числе крупных городов проведения мероприятий присутствовали такие региональные центры, как Санкт-Петербург, Владивосток, Екатеринбург, Краснодар и др.

Антикоррупционная политика, устанавливающая базовые принципы и требования по соблюдению антикоррупционного законодательства всеми сотрудниками, руководством, членами правления и ревизионной комиссии «Ростелекома», действует в компании с 2014 года.

В 2018 году дистанционное и аудиторное обучение по вопросам противодействия коррупции (согласно требованиям антикоррупционного законодательства) в очном формате прошли 480 сотрудников компании и 420 сотрудников дочерних обществ ПАО «Ростелеком».

Компания объединяет усилия, направленные на борьбу с коррупцией и работу с антикоррупционными общественными организациями. В «Ростелекоме» функционирует Совет по прозрачности деятельности, в состав которого входят представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, средств массовой информации, высших учебных заведений, антикоррупционных общественных организаций. Заседания совета в 2018 году проводились дважды. На заседаниях совета рассматривались вопросы реализации антикоррупционных мероприятий, прозрачности и открытости процессов закупочной деятельности компании, статистика по обращениям на корпоративные каналы обратной связи и пр.

«Ростелеком» активно участвует в разработке новых и актуализации действующих норм антикоррупционного законодательства. В 2018 году были подготовлены и направлены на рассмотрение в Правительство Российской Федерации предложения изменений нормативно-правовых актов, которые утверждают перечень организационно-правовых мер по повышению эффективности государственной антикоррупционной политики.


С 2014 года «Ростелеком» является участником Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Антикоррупционная хартия предполагает внедрение антикоррупционных программ в корпоративную политику Общества, мониторинг и оценку их реализации, эффективный финансовый контроль, принцип публичности антикоррупционных мер, отказ от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции, сотрудничество с государством, содействие осуществлению правосудия и соблюдению законности, другие меры.

Руководство компании активно участвует в формировании этического стандарта непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и задавая «тон сверху». Так, Антикоррупционной политике «Ростелекома» предшествует личное обращение президента компании о важности соблюдения требований антикоррупционного законодательства. Также президент компании Михаил Осеевский в июне 2017 года открыл своим выступлением онлайн-трансляцию мероприятия, посвященного Дню комплаенс в компании, в котором подчеркнул приверженность руководства принципу «нулевой толерантности» к любым проявлениям коррупции и важность соблюдения данного принципа всеми сотрудниками компании. На антикоррупционном портале «Ростелекома» размещен видеоролик «Ростелеком» против коррупции» с участием топ-менеджеров компании, которые в форме блиц-опроса отвечают, почему важно бороться с коррупцией, и какие методы противодействия они считают наиболее эффективными. Материалы доступны по ссылке.

В рамках стратегии цифровизации компании акцент в 2019 году будет направлен на автоматизацию комплаенс-процессов, в частности на развитие АС «Комплаенс-контроль» по урегулированию конфликта интересов и работе с обращениями сотрудников и третьих лиц.

Для усиления «тона сверху» в регионах компании планируется создание Института региональных комплаенс-представителей.

Права человека


В сфере защиты и соблюдения прав человека ПАО «Ростелеком» принимает на себя соответствующие обязательства, оценивает риски и воздействия компании, взаимодействует с заинтересованными сторонами, а также информирует персонал и подрядчиков. Контроль и отчетность по правам человека являются важными заданиями для Общества.

В деловых отношениях «Ростелеком» приветствует правильный подход в области прав человека. Это касается всех бизнес-партнеров компании, которых «Ростелеком» призывает к соблюдению и уважению прав человека. Поставщикам ПАО «Ростелеком» необходимо разделять этические принципы компании, а их деятельность должна соответствовать действующему законодательству в данной сфере. Только поставщики, которые руководствуются принципами законности, не приемлют коррупцию, уважают права человека, заботятся об охране труда и здоровья сотрудников, заслуживают длительного партнерства.

Соблюдение прав человека во всех подразделениях – основная задача «Ростелекома». С этой целью повышается информационное взаимодействие по данной теме внутри компании, разрабатываются процедуры и обучающие мероприятия, осуществляется контроль и проводится оценка достижений в данной сфере. Весь персонал и подрядчики обязаны пройти обучающие инструктажи и программу специальных курсов. «Ростелеком» распространяет информацию о достижениях в области соблюдения прав человека, так как это является неотъемлемой частью диалога с заинтересованными группами.

В 2018 году риски случаев использования принудительного или обязательного труда, а также случаи нарушений, затрагивающих права коренных и малочисленных народов, отсутствовали. Коммерческую деятельность ПАО «Ростелеком» осуществляет в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Компания не использует детский труд.

В соответствии с действующими законодательными актами, определяющими минимальный размер оплаты труда, продолжительность рабочего дня и сверхурочных часов, устанавливается оплата труда. Сотрудники компании свободны от домогательств и незаконной дискриминации вне зависимости от расы, цвета кожи, вероисповедания, национальности, пола, возраста, семейного положения или любого другого статуса, защищенного законодательством. «Ростелеком» выступает за развитие культурного, гендерного и этнического многообразия. Взаимное доверие и уважение друг к другу является основой корпоративной культуры. Равные возможности предоставляются сотрудникам различных гендерных и возрастных групп; факты дискриминации при принятии управленческих решений не допускаются.

«Ростелеком» не ограничивает право работников на создание общественных организаций, представляющих их интересы. Признается право сотрудников создавать, вступать или не вступать в такие организации, не опасаясь каких-либо последствий или взысканий. Чтобы обеспечить взаимодействие сотрудников на основе принципов социального партнерства и защиты социально-трудовых интересов, ПАО «Ростелеком» заключает коллективный договор.

В Этическом кодексе закреплено право персонала заниматься любой политической, образовательной, благотворительной и общественной деятельностью, если данная деятельность не оказывает влияние на исполнение непосредственных должностных обязанностей, не противоречит и не наносит ущерба интересам ПАО «Ростелеком».

В случае нарушения положений Этического кодекса сотрудники могут обратиться на горячую линию ethics@rostelecom.ru.

Гарантируется, что персональные данные сотрудника, а также сообщенные сведения будут использоваться конфиденциально, только в целях проведения расследования и только теми лицами, которые непосредственно участвуют в проведении расследования. ПАО «Ростелеком» гарантирует недопущение ответных действий в отношении добросовестных лиц, сообщающих о таких нарушениях. В компании запрещается преследовать или оказывать давление на сотрудников, сообщивших о нарушениях Этического кодекса или участвующих в расследовании таких нарушений.