Сотрудничество с системой образования

ПАО «Ростелеком» особое внимание уделяет сотрудничеству с образовательными учреждениями. В данной сфере компания действует последовательно: от обучения юных талантов до участия в разработке новых технологий и решений.


В восьми городах России «Ростелеком» выступил организатором фестиваля профессий «Билет в будущее». Например, с 13 по 15 ноября в Великом Новгороде на фестивале сотрудники ПАО «Ростелеком» провели лекции по кибербезопасности для школьников. Мероприятие стартовало в 2018 году и стало профориентационной платформой для учащихся 6–11 классов. За три дня фестиваль посетили более шести тысяч старшеклассников из Томска, Северска, а также Томского, Асиновского, Зырянского, Первомайского и других районов области.


5 января представители филиала ПАО «Ростелеком» в Республике Коми приняли участие в акции «ПрофYESSиЯ – территория выбора», которая традиционно проходила в Сыктывкарском колледже сервиса и связи. Здесь собралось более 550 учащихся выпускных классов из 26 школ и лицеев Сыктывкара. Школьники смогли познакомиться с различными профессиями и специальностями, которым обучают в государственных профессиональных образовательных организациях столицы республики. «Ростелеком» как партнер Колледжа сервиса и связи и потенциальный работодатель для его выпускников развернул стенд, где сотрудники филиала рассказывали посетителям о профессии связиста и услугах компании.

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи является давним партнером компании. Здесь готовят электромонтеров линейных сооружений телефонной связи и радиофикации. Большинство из них проходят производственную практику в филиале, а наши специалисты проводят мастер-классы. В подобных акциях филиал в Республике Коми участвует уже несколько лет подряд. Это эффективный инструмент привлечения в компанию молодых квалифицированных специалистов».

— Светлана Коваленко, HR – бизнес-партнер Коми филиала ПАО «Ростелеком»

Проект «ПрофYESSиЯ – территория выбора» проводится с 2011 года.


25 октября 2018 года «Ростелеком» в Мурманске организовал ознакомительную экскурсию для старшеклассников мурманских гимназий. На объекты связи отправились будущие выпускники профильных классов с ИТ-уклоном – участники регионального фестиваля научно-технического творчества «Юные инженеры Арктики». Специалисты «Ростелекома» познакомили ребят с современным оборудованием, которым оснащено предприятие, объяснили основные принципы передачи данных и работы волоконно-оптических линий связи. Экскурсанты осмотрели, как устроены цифровая АТС, оптический кросс, линейно-аппаратный зал, побывали в серверной передаче данных – самом «сердце» интернета области, познакомились с работой операторов регионального центра управления сетями и службой технической поддержки. Школьники узнали о том, что контроль за состоянием коммуникаций осуществляется автоматически, и информация о повреждении сети поступает оператору незамедлительно.

«Наша задача – рассказывать молодому поколению о тех возможностях и перспективах, которые создаются для них в Мурманской области. Уверена, знакомство с «Ростелекомом», услугами и технологиями было для ребят увлекательным и полезным. И, конечно, наша динамично развивающаяся, инновационная компания интересна старшеклассникам как место, где можно состояться профессионально».

— Ольга Шаньгина, директор Мурманского филиала ПАО «Ростелеком»

Фестиваль «Юные инженеры Арктики» третий год объединяет юных исследователей и инженеров со всех уголков Кольского Заполярья. За годы существования мероприятия в нем участвовали более 8 тыс. детей и подростков. Новый сезон посвящен не только полярным исследованиям и экспедициям, но и научно-техническому освоению Арктики. Фестиваль проходит на территории всей Мурманской области в формате большого молодежного научно-технического марафона: 15 городов примут у себя более 50 соревнований юных инженеров, последнее из которых прошло в апреле 2019 года.


«Ростелеком» совместно с Министерством образования и науки Калужской области провел в мае-июне 2018 года 24-й ежегодный конкурс имени П. М. Голубицкого. К участию были приглашены студенты региона, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в сфере информационных технологий и телекоммуникаций. Из 67 работ победу одержали десять проектов от одиннадцати молодых разработчиков, которые получат гранты от «Ростелекома».

Обладателями премий от «Ростелекома» в 2018 году стали:

  • студенты КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана Евгений Черепков, Анастасия Козина, Андрей Соломатин, Светлана Медведева и Алексей Кузьминский,
  • студенты ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ Дмитрий Челяпин, Яна Таращук и Анна Степанова,
  • студенты ГБПОУ КО Калужский техникум электронных приборов Денис Иванушкин, Денис Груздев и Кирилл Поличев.
«Нынешний конкурс отличает предельная практичность. С большинством его участников мы встретились и обсудили перспективы ИТ-отрасли и их участие в ее развитии. Победителей объявляем в их учебных заведениях, потому что эта победа – настоящее признание их инженерного таланта и заслуг педагогов и альма-матер. В качестве награды авторы лучших работ получат средства на свои исследования. И такой подход полностью коррелируется с вектором развития «Ростелекома»: трансформацией компании в цифрового партнера для населения, бизнеса и государства. Молодые талантливые ИТ-специалисты – это наш перспективный ресурс и будущий капитал. Такие инвестиции помогают техническому прогрессу и скорейшей цифровизации нашего региона и страны в целом».

— Наталия Каляцкая, директор Калужского филиала ПАО «Ростелеком»

Взаимодействие с Образовательным центром «Сириус»: олимпиада «Кибервызов»


Целью проекта был отбор одаренных школьников, подходящих по профилю, и проведение для них соответствующего образовательного курса. Задача – всесторонне вовлечь в тему ИТ и кибербезопасности, а также показать суть вызовов, стоящих перед компанией. По окончанию предусмотрено интерактивное мероприятие, позволяющее закрепить полученные знания, выделить самых сильных участников.

В 2018 году охват аудитории составил 3 млн человек. Был сформирован кадровый резерв из 1500 активных участников, вовлеченных в онлайн-тур (для них была раскрыта суть отрасли и деятельности «Ростелекома»). Участие в олимпиаде также способствовало их профориентации. Компания получила актив из 60 качественно обученных школьников (по направлению информационной безопасности). В свою очередь, дипломы финалистов дали от 5 до 10 дополнительных баллов при поступлении на профильные кафедры технических вузов.

«Ребята показали удивительные результаты. Через пять часов после начала олимпиады все задачи первого этапа были решены. С каждым часом борьба за баллы ужесточалась, а простые задачи все больше теряли в стоимости. Вторая часть заданий еще больше повысила накал страстей».

— Владимир Дрюков, директор центра мониторинга и реагирования на кибератаки Solar JSOC, компания Ростелеком-Solar

Запуск бизнес-ориентированной программы стажировок «Стажировка 365°»


В 2018 году для привлечения лучших студентов и выпускников в компании была запущена программа лидерства «Стажировка 365°», направленная на развитие управленческих качеств. Набирали участников по четырем направлениям: аналитика, маркетинг, продуктовый менеджмент, управление проектами и поддержка бизнеса.

Кандидатов отбирали поэтапно:

  • Этап 1 – скрининг анкеты.
  • Этап 2 – problem-solving test по методике McKinsey.
  • Этап 3 – онлайн-интервью с рекрутером.
  • Этап 4 – иммерсивный квест-ассессмент.

KPI проекта – эмоциональный контакт, необычный формат и wow-эффект, а следовательно, ради них можно было и поэкспериментировать. Сюжетом квеста стала fallout-антиутопия повсеместной цифровизации.

Для организаторов было важно, чтобы стажеры и сотрудники умели самостоятельно исследовать проблемы, проявляли инициативу, экспериментировали. Т. е. постановка задачи может быть вполне конкретной, а решение – нет. Площадкой стал «Бункер-42» на Таганке в Москве: 65 метров под землей, темные тоннели, массивные бронированные гермодвери, сырые шахты. Лучшие студенты были собраны в накопителе бункера, распределены по группам и отправлены на экзамен.

Участники перемещались по тоннелям бункера, общались с актерами, решали задачи квеста и бизнеса – рисовали на флипчартах схемы и идеи, а итог записывали на видео. В качестве кейсов выбрали 6 горячих проблем: пандемия, перенаселение, вымирание языков, мусорная катастрофа, безработица, побег в виртуальную реальность. Задача – разработать продукты и сервисы, призванные решить эти проблемы и обеспечить человечеству счастливую повседневность.

Пока участники разрабатывали решения, их оценивали сотрудники Института времени – так были вовлечены нанимающие менеджеры в ассессмент. А для тех, кто прийти не смог, сделали онлайн-трансляцию.

  • Этап 5 – по результатам оценки лучшие участники были приглашены на интервью с менеджерами компании.

Планы проекта на 2019 год – запуск ИТ-стажировки.